Там, где ты не одинок

Священник Василий Биляк уже много лет служит в храме в столичном районе Березняки на левом берегу Днепра. В советское время здесь не было ни одной церкви.

И какой была радость местных жителей, когда в 1996 году над их родным районом вознеслись песнопения Божественной литургии! Сейчас комплекс в честь Рождества Пресвятой Богородицы с храмом, собором, духовно-просветительским центром, административным корпусом и колокольней уютно вписался в кольцо современных высоток.

Интересная деталь: комплекс возвели на том месте, где еще с XVII века стояла прежняя церковь, разрушенная в 1938 году. Еще живы люди, которые ходили сюда совсем маленькими. Они помнят прежние приходские традиции; помнят, как разрушали храм, как его защищали верующие, как их арестовывали, после чего они исчезали бесследно и уже не возвращались.

...Мы сидим с отцом Василием в нижнем приделе церкви, и слушаем рассказ священника о жизни прихода, его истории, прошлом и настоящем.

— Позади семнадцать лет трудов и служения. Как воспринималось строительство храмового комплекса жителями района? Были ли противники?

— Были, еще и как! Некоторые жители вели себя сначала весьма агрессивно — угрожали снести крест, сломать забор стройплощадки. Но Господь не дал им это сделать. В итоге потом многие из них пришли в храм с покаянием и стали ревностными прихожанами. Все потому, что они увидели свет и собственным сердцем ощутили любовь Христову. Были еще противники не самого храма, а строительства как такового. Но сейчас, когда наш ансамбль превратился в украшение всего района, люди радуются, что здесь стоит храм, а не очередные новостройки.

— По соседству с храмом расположены теннисные корты, тренировочные площадки и даже сеть ресторанов. Не смущает такое соседство?

— Церковь — это не пространство, замкнутое в себе, она распространяет свой свет вокруг и преображает окружающий мир. Если семья пойдет в выходной день пообедать в ресторан, или там соберутся гости на свадьбу, что же тут плохого?

А спортивные площадки... Некоторые считают, что и спорт с Церковью несовместим. Но у нас создан Синодальный отдел по физическому воспитанию молодежи. Проводятся турниры. Например, существует футбольная секция в честь преподобного Ильи Муромца. И это здорово! Молодежи всегда необходима активная деятельность, иначе она будет тратить свободное время на алкоголь, игры, телевизор...

— А что ваш храм делает для детей?

— Как благочинный Первого Дарницкого благочиния, я предложил распределять молодежную работу между общинами. У нас скаутская группа работает по соседству, в Никольском храме, называется «Дружина». У ребят очень интересные программы, походы, поездки. Они занимаются альпинизмом и туризмом. Молодежи нравится, и это замечательно!

— Социальной работой ваш храм занимается?

— Мы уже 15 лет заботимся об онкобольных детях. Сюда они приходят с родителями. Неоднократно были случаи исцелений, но я думаю, что важно даже не это. Важно то, что храм в тяжелых жизненных ситуациях дает людям некий фундамент, жизненную основу. Вообще, самым маленьким прихожанам мы много внимания уделяем. Некоторые из детей прислуживают в алтаре. Многие наши пономари, а их здесь прошло через алтарь десятки человек, стали впоследствии священниками, монахами, служат в Киеве и других городах Украины. То есть родной приход подарил им бесценный опыт.

У нас прекрасное собрание книг. Сейчас заканчивается строительство духовно-просветительского центра, где будет конференц-зал, библиотека, медицинский кабинет, различные художественные и спортивные секции. Ведь приход создан не для одной молитвы, как считают некоторые. Приход должен охватывать все сферы жизни. У нас в благочинии также есть общество трезвости, и я считаю, что это очень важно, поскольку алкоголизм — бич нашего времени.

— Как Вы полагаете, какая еще миссия должна быть у наших приходов кроме социальной и просветительской?

— Мое глубокое убеждение, что храм призван дать человеку уверенность в том, что он не один в этом мире и что он дорог Богу. Сегодня общество очень разобщено, а от депрессий люди страдают чаще, чем от сердечнососудистых болезней. И вот здесь должна прийти на помощь Церковь.

Мне приходилось сталкиваться со случаями, когда люди решались на самоубийство из‑за каких‑либо житейских проблем.

Так было однажды у нас — несправедливость начальства задела мужчину настолько, что он ничего не понимал от обиды. Несмотря на его квалификацию, опыт, его все же уволили. Он не смог это пережить.

Понятно, что в условиях нестабильности люди боятся остаться без работы, находятся в постоянном страхе за будущее семьи, детей. А без Бога и вовсе легко перейти последнюю черту отчаяния.

Но при этом я не помню случая, чтобы после исповеди и причастия решались на самоубийство. Наоборот, наш приход для многих людей стал лучиком света среди мрака проблем. А еще Церковь, по слову Христа, это лечебница, и мы должны сделать все, чтобы как можно больше людей услышали голос Спасителя. Мы призваны своей жизнью, своим служением, своим примером привлекать людей в церковную ограду. Работы непочатый край. Ведь среди небоскребов, взлетевших до небес, духовная пустыня. Пусть всем поможет нам в этом Господь.

Автор Сергей Герук, Фома в Украине

Читайте також

На Одещині ТЦК намагаються незаконно мобілізувати священника УПЦ

Співробітники ТЦК затримали священника на блокпосту, і незважаючи на очевидні проблеми зі здоров'ям, відправили на навчальні збори.

Болгарський Патріарх: Наш Синод ухвалить рішення щодо ПЦУ після війни

Патріарх Даниїл процитував свою думку, яку висловив у рік створення ПЦУ.

Росіяни почали витрачати на езотерику більше, ніж на їжу

Серед затребуваних послуг: «чистка чакр» за 15 тис. рублів і «зняття негативу» за 25 тис. рублів.

Корчинський про бронювання священнослужителів: «Це дно!»

Особливе обурення Корчинського викликало те, що під дію ухвали Кабміну підпадають священнослужителі Української Православної Церкви.

«Ієрарх» ПЦУ поскаржився на труднощі із переходом священників УПЦ

2024 року лише один священник УПЦ Черкаської єпархії з приходом змінили юрисдикцію.

Ексглаву ВЗЦЗ МП митрополита Іларіона (Алфєєва) почислили на спокій

Місцем служіння митрополиту визначили храм у Карлових Варах.