Можно ли священнику жестко высказываться о раскольниках?

Мне сегодня (и это не первый раз) задали вопрос: почему я, священник, высказываю свое мнение о раскольниках и притом довольно жестко. Разве можно так высказываться священнику? Другой часто звучащий вопрос: зачем я вообще их цепляю? Может, лучше их не дразнить?

Когда я готовился к воскресной проповеди об исцелении слепорожденного, я обратил внимание на один нюанс, на который раньше не обращал внимания.

Об исцелении говорится в 9-й главе Евангелия от Иоанна. А вся 8-я глава рассказывает о проповеди Иисуса в храме, во время которой Он вел очень жесткий разговор с книжниками и фарисеями.

Настолько жесткий, что в конце они схватили камни, чтобы побить Его, но Он пошел среди них и пошел дальше.

Что же Он сделал дальше? Лег отдохнуть? Дал успокоиться фарисеям и книжникам?

Он тут же, на выходе из храма, исцеляет слепорожденного! В СУББОТУ!!! Почему Он так дразнит книжников и фарисеев? Он не понимал, что это вызовет новую волну негодования? И вызвало!

Тем более что исцеленный слепорожденный не согласился с ними, мало того, еще больше поддел фарисеев, спросив, не хотят ли они стать учениками Христа, и не согласившись с ними, что Христос – грешник!

И опять Христос, рассказав поучение о пастыре добром, вызвал их негодование. И еще один жесткий разговор состоялся у Него с иудеями. И опять они хватают камни, но Он проходит мимо них!

И только после этого Спаситель удаляется на Иордан, чтобы вскоре возвратиться и воскресить Лазаря.

Многих сбивает с толку: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5, 39). Да, это так. Но это касательно МОЕЙ щеки! И Христос выдержал и избиения, и оплевания, и оскорбления, потому что они касались Его лично.

Когда кто-то оскорбляет меня лично, то я должен поставить ему щеку. Творящему мне зло я должен отвечать добром. Но Господь не говорил этого о врагах Церкви. Творящие зло Церкви, моей пастве (помните поучение о пастыре?) будут получать от меня адекватный ответ.

Сегодня прозвучал вопрос: имею ли я право судить, кто враг Церкви, кто нет? Ведь судить будет Он… Да, но Он же дал право всему священству выносить предварительное суждение.

«Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18).

Это ли не есть основанием для священников, имеющих апостольское преемство, называть раскольников – раскольниками, блудодеев – блудодеями, анафему – анафемой?

Читайте також

Справедливість не за ярликами

В Україні дедалі частіше замість доказів використовують ярлики. Одних таврують за приналежність, іншим прощають зраду. Коли закон стає вибірковим, справедливість перетворюється на інструмент тиску, а не захисту.

У ВКРАДЕНОМУ ХРАМІ ДО РАЮ НЕ ПОТРАПИШ

Ця фраза — не риторика, а моральне твердження: неможливо шукати спасіння там, де порушені заповіді. Слова «У вкраденому храмі в рай не потрапиш» нагадують, що святиня не може бути привласнена силою, адже те, що освячене молитвою і любов'ю, не належить людині, а Богу.

Коли святиню перетворили на попіл

Храм підірвали, щоб стерти сліди грабежу. Німці знали час підриву — і зняли все на плівку. Через десятиліття хроніка знову спливла — щоб сказати правду за тих, кого намагалися змусити мовчати.

Від молитви до менеджменту: в Лаврі – нові «освітні програми»

Поки в Лаврі шукають «сакральне серце України», давня святиня перетворюється на майданчик експериментів: тепер тут пропонують «унікальні» курси з маркетингу.

Бути собою, коли всі збожеволіли: сила совісті і віри

Ми живемо у світі, де зло називають добром, а брехню — правдою. Ті, хто втратили совість, намагаються навчати нас моралі. Але навіть коли світ навколо зводить правду до божевілля, важливо не зраджувати Бога, свою совість і людяність. Бо істина — не там, де більшість, а там, де правда і Бог.

Різдво без канікул

Шкільні канікули у Рівному завершаться саме на свято Різдва за Юліанським календарем. Для багатьох родин це означає повернення до навчання замість спільного святкування важливого духовного свята.