Смерть монаха
Тело уже не имеет нужды ни в чем, кроме отдания ему почестей и погребения
СМЕРТЬ МОНАХА
Я, конечно, не эксперт, поэтому сугубо личное наблюдение.
Атмосфера смерти монаха и мирянина существенно различаются. Нет многих неприятных моментов, как то соседи и знакомые, советующие всевозможную ахинею, вроде завешивания зеркал, переворачивания стульев и прочей суеверно-ритуальной бредятины, сопутствующей периоду подготовки к похоронам. Нет ни искренних, ни напускных рыданий, вносящих нотку трагического ужаса. Нет посторонних людей, нет чувства растерянности и потерянности. Назначенные братия спокойно, без суеты, занимаются облачением тела усопшего. Монашеская мантия, постригальные крест и свеча, клобук. Вот и все. Простой гроб из ничем не обитых досок. Над которым с первых же минут читается Псалтирь или Евангелие. В зависимости от того, отошел к Богу простой монах или в священном сане (иеромонах). На самом деле, это единственное, в чем нуждается сейчас душа усопшего – в молитве. Тело уже не имеет нужды ни в чем, кроме отдания ему почестей и погребения.
Какое-то время гроб с телом находится в келии, в которой жил монах. Сразу начинают приходить братия, чтобы попрощаться, просто побыть рядом, прикоснуться к таинству смерти, напомнить себе о ней. Нет здесь, опять же, чрезмерно трагичных лиц и душераздирающих криков. Чуть в стороне, полушепотом, кто-то обговаривает практические вопросы. Кто-то внимательно слушает слова Писания, кто-то погрузился внутрь себя. Можно увидеть и улыбку, которая не будет неуместной.
Монах – уже живой мертвец, ничего удивительного. Хотя трепет перед тайной ухода в иной мир присутствует, но ради этого момента он и надел черные одежды.
Но главное, это чувство покоя и тишины рядом. Никому не ведома посмертная участь, однако в молитве «Упокой, Господи» есть твердая вера, что упокоит.
Далее лития, перенос тела в храм. Теперь уже и миряне имеют возможность побыть рядом и проститься. Со дня кончины братия полагают ежедневно по три поклона с молитвой за новопреставленного. 40 дней его имя поминается на заупокойных ектиниях во время литургии.
Далее отпевание, проводы на кладбище и погребение.
Монашеское кладбище – это тоже место с особой атмосферой тишины и покоя, которая перетекает внутрь, заполняет сердце.
«Помни последняя твоя и во веки не согрешишь». Память смертная – одно из основных упражнений монаха. Она помогает утишить бушующие страсти. Что если этот день последний, что если сейчас? «В чем застану, в том и сужу». А чем заняты мои мысли, куда направлены желания?
Если монах был праведной жизни, если он жил, помогая другим, если люди чувствовали силу его молитвы, они будут приходить к нему на могилу и после смерти. Если и здесь они получат у Бога просимое, по его молитвам, значит, родился новый святой. Который, возможно, будет прославлен.
Читайте також
Справедливість не за ярликами
В Україні дедалі частіше замість доказів використовують ярлики. Одних таврують за приналежність, іншим прощають зраду. Коли закон стає вибірковим, справедливість перетворюється на інструмент тиску, а не захисту.
У ВКРАДЕНОМУ ХРАМІ ДО РАЮ НЕ ПОТРАПИШ
Ця фраза — не риторика, а моральне твердження: неможливо шукати спасіння там, де порушені заповіді. Слова «У вкраденому храмі в рай не потрапиш» нагадують, що святиня не може бути привласнена силою, адже те, що освячене молитвою і любов'ю, не належить людині, а Богу.
Коли святиню перетворили на попіл
Храм підірвали, щоб стерти сліди грабежу. Німці знали час підриву — і зняли все на плівку. Через десятиліття хроніка знову спливла — щоб сказати правду за тих, кого намагалися змусити мовчати.
Від молитви до менеджменту: в Лаврі – нові «освітні програми»
Поки в Лаврі шукають «сакральне серце України», давня святиня перетворюється на майданчик експериментів: тепер тут пропонують «унікальні» курси з маркетингу.
Бути собою, коли всі збожеволіли: сила совісті і віри
Ми живемо у світі, де зло називають добром, а брехню — правдою. Ті, хто втратили совість, намагаються навчати нас моралі. Але навіть коли світ навколо зводить правду до божевілля, важливо не зраджувати Бога, свою совість і людяність. Бо істина — не там, де більшість, а там, де правда і Бог.
Різдво без канікул
Шкільні канікули у Рівному завершаться саме на свято Різдва за Юліанським календарем. Для багатьох родин це означає повернення до навчання замість спільного святкування важливого духовного свята.