Счастье – это совпадение нашей воли с Волей Божией

Много званых, но мало избранных

Много званых, но мало избранных

Вопрос, конечно, не для заметки в Фейсбуке. Нужен квалифицированный опрос, свидетельства, исторический аспект, взгляд изнутри, взгляд снаружи, аналитика…
У каждого священника есть свой опыт размышлений на эту тему. Есть он и у меня.

1. Самая большая часть людей, приходящих в Церковь, это те, кто не могут найти выход из жизненного тупика (болезнь, смерть близкого человека, семейный кризис, неправильный выбор профессии, утеря смысла жизни, одиночество, нищета, страхи, отчаяние, критическое накопление ошибок и т.д.).

В евангельской притче о брачном пире так и говорится Хозяином дома, чтобы к Нему привели «нищих, увечных, хромых и слепых» (Лк. 14, 21). Эта категория церковных прихожан составляет костяк любого прихода. Именно они являются красноречивыми свидетелями помощи Церкви в исправлении кривизны их жизни.

2. Следующая категория – это те, кто, условно говоря, сердцем и душой ЗНАЛИ о существовании своего Создателя и Спасителя, верили Ему, искали Его. Пришли в Церковь и нашли Его там.

3. Но есть какая-то часть людей, которые устроены по-другому. Для них все поверяется рационализмом и логикой. Кто искренне пытается понять верующих. Кто не боится найти закономерности в «гипотезе Бога». Кто честно пытается ответить на вопрос «В чем смысл жизни?». Кто находит смысл в евангельском способе познания истины.

4. Есть довольно узкая группа людей, для которых эстетическая сторона церковной службы, церковного искусства, языка богослужения и церковной книжности является убедительным аргументом для вхождения в церковную ограду.

5. Для нашей эпохи характерными являются и попытки через Церковь найти способы самоидентификации – мировоззренческой, социальной, личностной. Предпочтительность «веры отцов» становится непререкаемой. Есть среди нас и такие.

Понятно, что подобный схематизм часто опровергается любым конкретным примером. Иногда в человеке намешено и то, и другое, и третье. Одни люди, соприкоснувшись с Господом, сразу получают благодать богообщения, другие – ждут этого блаженства десятилетиями. Для одних – покаяние и благодарение являются естественным состоянием души, для других – этому приходится учиться, ломая в себе многочисленные преграды.

Есть ли те, кто переступил порог храма, получил многое из того, что просил, а потом ушел оттуда, не приложив усилия для борьбы с искушениями? Конечно, есть. И их очень много.

Но надо знать главное: православному человеку – «избранному» – достижение счастья (блаженства) не просто возможно, но неизбежно.

Потому что счастье – это совпадение нашей воли с Волей Божией.

Читайте також

Різдво чи день програміста: про віру, вибір і відповідальність

7 січня для багатьох — не просто дата в календарі, а питання віри й особистого вибору. Спроба надати цьому дню новий зміст змушує замислитися, без чого людині справді важко жити.

Ханукія в Україні: не традиція, а нова публічна реальність

В Україні ханукія історично не була традицією, але сьогодні її дедалі частіше встановлюють за участі влади

Про подвійні стандарти та вибірковість церковних традицій

Уже не вперше український інформаційний простір вибухає дискусіями довкола церковних звичаїв. Особливо тоді, коли слова і діла духовних лідерів починають розходитися.

Алогічність любові

Вчинки істинної любові не піддаються логіці: вони слідують серцю, жертвують собою і відображають євангельську сутність Христа.

Справедливість не за ярликами

В Україні дедалі частіше замість доказів використовують ярлики. Одних таврують за приналежність, іншим прощають зраду. Коли закон стає вибірковим, справедливість перетворюється на інструмент тиску, а не захисту.

У ВКРАДЕНОМУ ХРАМІ ДО РАЮ НЕ ПОТРАПИШ

Ця фраза — не риторика, а моральне твердження: неможливо шукати спасіння там, де порушені заповіді. Слова «У вкраденому храмі в рай не потрапиш» нагадують, що святиня не може бути привласнена силою, адже те, що освячене молитвою і любов'ю, не належить людині, а Богу.