В день памяти Трех Святителей хочется просить их об укреплении веры

Икона Трех Святителей. Фото: Православие.ру
Праздник был введен в Константинополе в XI в. как одна из мер по борьбе с латинством. Учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV в. стал актуален в церковной ситуации XI в., когда Восточная Церковь полемизировала с Западной по разным вопросам веры и обряда.
Латиняне часто обвинялись восточными христианами в отсутствии уважения к Трем Святителям и пренебрежении к их учению. Поэтому в царствование Алексея Комнина и появляется этот праздник как обозначение православной позиции в догматических вопросах, и как попытка обратить внимание латинян на их заблуждения через сочинения Василия, Григория, Иоанна.
Вторая версия происхождения праздника предлагается в синаксаре, который можно найти в cовременных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января. В царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в Константинополе вспыхнул горячий спор о значимости Трех Святителей. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени, заявили о своем равенстве пред Господом, и повелели праздновать их память в один день. После видения Мавропод составил службу в честь святителей на 30 января (ст.ст.).
На сегодня эта (вторая) история удивительна даже только тем, что в основе спора, колеблющего столицу, лежали богословские книги. Чрезвычайная заинтересованность средневекового человека религиозными вопросами – это особенность, ушедшая уже навсегда.
Сонный европеец в наши дни уже редко способен отличить православие от католицизма или христианство от буддизма, хотя может прекрасно разбираться в каком-нибудь международном маркетинге и в три минуты оседлает любой гаджет. Гораздо более живой в этом плане остается восток, но там сегодня религиозные взаимоотношения решаются уже с помощью баллистических ракет, а не богословских споров.
В целом, времена великих богословских диспутов давно закончились, и никакой город в XXI веке уже не будет взбудоражен жаркой полемикой о количестве воль и природ во Христе, о единосущии и подобосущии, о воипостазировании и моноэнергизме. Зияющая пустота огромных , но безлюдных готических соборов Запада, процентное соотношение стоящих в воскресенье в храме и спящих дома русских людей неутешительно свидетельствуют о трагической переориентации духовных потребностей современного человека.
Христос во веки Тот же – а мы, видать, все таки меняемся. Придя, найду ли веру на земле? – риторически вопрошал Сам Господь, предупреждая о будущем великом духовном оскудении человеческого сердца. Да, вера со всеми ее вопросами становится необходима все меньшему и меньшему количеству людей.
Убежден, что имеющий веру – счастлив. Наблюдая за судорожными конвульсиями нашей погибающей цивилизации, все больше осознаешь, насколько блажен самый простой человек, имеющий самую простую веру во Христа. Вера – это спасение, праведность, оправдание. Ее нужно искать и беречь, как главное сокровище. Без веры мы никто.
В день памяти Трех Святителей хочется просить их об укреплении веры. О том, чтобы имеющие не потеряли ее, а неимеющие нашли. Это главное. Остальное – приложится.
Читайте також
Кощунство чи "турбота"? У Лаврі сторонні торкаються мощей
У мережі з'явилися фото з Дальніх печер, де музейні працівники та представники державної церкви проводять переоблачення мощей Преподобних Печерських. Те, що здавна здійснювала братія у священному сані з молитвою та дотриманням канонів, тепер виконують люди без належних знань і благословення. Віруючі обурені: святиня всеправославного значення опинилася в руках сторонніх, а процес перетворився на бездушне «музейне дійство».
Коли родина — тягар для держави: тривожні сигнали демографічного занепаду
Батько п’ятьох дітей та православний священник відкрито говорить про те, про що мовчать чиновники: українські родини занепадають, народжуваність стрімко падає, а держава — глуха до проблем багатодітних. Хто збудує майбутнє України, якщо сьогодні її серце — сім’я — лишається без підтримки і надії?
Цивілізація без Христа — це темрява в золоті.
Сьогодні ми відзначаємо велике і доленосне подія — Хрещення Русі, яке стало моментом духовного народження нашого народу. Не просто історичного народу, не просто етнічної спільноти, але народу Божого, що звернувся до Христа — до Світла, до Істини, до Спасіння.
ПЦУ між вірою та владою: коли Церква втрачає любов
Підтримка автокефалії не виправдовує перетворення Церкви на ідеологічний інструмент держави. Християнство починається там, де є любов — навіть під час війни.
Віруючі УПЦ переживають за митрополита Онуфрія
Зеленський позбавив українського громадянства людину, народжену в Україні, яка очолює найбільшу Церкву країни. Але рішення президента — це удар не по Онуфрію і не по УПЦ. Це удар по Україні як демократичній державі.
Чому позбавили громадянства митрополита Онуфрія саме зараз
Рішення про позбавлення громадянства глави УПЦ послідувало після невдалого силового захоплення собору в Чернівцях — що стоїть за діями влади і якими будуть наслідки для релігійної Буковини?