В день памяти Трех Святителей хочется просить их об укреплении веры

Икона Трех Святителей. Фото: Православие.ру

Праздник был введен в Константинополе в XI в. как одна из мер по борьбе с латинством. Учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV в. стал актуален в церковной ситуации XI в., когда Восточная Церковь полемизировала с Западной по разным вопросам веры и обряда.

Латиняне часто обвинялись восточными христианами в отсутствии уважения к Трем Святителям и пренебрежении к их учению. Поэтому в царствование Алексея Комнина и появляется этот праздник как обозначение православной позиции в догматических вопросах, и как попытка обратить внимание латинян на их заблуждения через сочинения Василия, Григория, Иоанна.

Вторая версия происхождения праздника предлагается в синаксаре, который можно найти в cовременных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января. В царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в Константинополе вспыхнул горячий спор о значимости Трех Святителей. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени, заявили о своем равенстве пред Господом, и повелели праздновать их память в один день. После видения Мавропод составил службу в честь святителей на 30 января (ст.ст.).

На сегодня эта (вторая) история удивительна даже только тем, что в основе спора, колеблющего столицу, лежали богословские книги. Чрезвычайная заинтересованность средневекового человека религиозными вопросами – это особенность, ушедшая уже навсегда.

Сонный европеец в наши дни уже редко способен отличить православие от католицизма или христианство от буддизма, хотя может прекрасно разбираться в каком-нибудь международном маркетинге и в три минуты оседлает любой гаджет. Гораздо более живой в этом плане остается восток, но там сегодня религиозные взаимоотношения решаются уже с помощью баллистических ракет, а не богословских споров.

В целом, времена великих богословских диспутов давно закончились, и никакой город в XXI веке уже не будет взбудоражен жаркой полемикой о количестве воль и природ во Христе, о единосущии и подобосущии, о воипостазировании и моноэнергизме. Зияющая пустота огромных , но безлюдных готических соборов Запада, процентное соотношение стоящих в воскресенье в храме и спящих дома русских людей неутешительно свидетельствуют о трагической переориентации духовных потребностей современного человека.

Христос во веки Тот же – а мы, видать, все таки меняемся. Придя, найду ли веру на земле? – риторически вопрошал Сам Господь, предупреждая о будущем великом духовном оскудении человеческого сердца. Да, вера со всеми ее вопросами становится необходима все меньшему и меньшему количеству людей.

Убежден, что имеющий веру – счастлив. Наблюдая за судорожными конвульсиями нашей погибающей цивилизации, все больше осознаешь, насколько блажен самый простой человек, имеющий самую простую веру во Христа. Вера – это спасение, праведность, оправдание. Ее нужно искать и беречь, как главное сокровище. Без веры мы никто.

В день памяти Трех Святителей хочется просить их об укреплении веры. О том, чтобы имеющие не потеряли ее, а неимеющие нашли. Это главное. Остальное – приложится.

Читайте також

Різдво чи день програміста: про віру, вибір і відповідальність

7 січня для багатьох — не просто дата в календарі, а питання віри й особистого вибору. Спроба надати цьому дню новий зміст змушує замислитися, без чого людині справді важко жити.

Ханукія в Україні: не традиція, а нова публічна реальність

В Україні ханукія історично не була традицією, але сьогодні її дедалі частіше встановлюють за участі влади

Про подвійні стандарти та вибірковість церковних традицій

Уже не вперше український інформаційний простір вибухає дискусіями довкола церковних звичаїв. Особливо тоді, коли слова і діла духовних лідерів починають розходитися.

Алогічність любові

Вчинки істинної любові не піддаються логіці: вони слідують серцю, жертвують собою і відображають євангельську сутність Христа.

Справедливість не за ярликами

В Україні дедалі частіше замість доказів використовують ярлики. Одних таврують за приналежність, іншим прощають зраду. Коли закон стає вибірковим, справедливість перетворюється на інструмент тиску, а не захисту.

У ВКРАДЕНОМУ ХРАМІ ДО РАЮ НЕ ПОТРАПИШ

Ця фраза — не риторика, а моральне твердження: неможливо шукати спасіння там, де порушені заповіді. Слова «У вкраденому храмі в рай не потрапиш» нагадують, що святиня не може бути привласнена силою, адже те, що освячене молитвою і любов'ю, не належить людині, а Богу.