Греки легализовали гей-браки: как быть Церкви

Греция стала 37-й страной, узаконившей гей-браки, но при этом, первой православной. Что это означает и как быть Церкви? К чему готовиться Украине?

То, что Греция стала первой православной страной, где официально однополое партнерство приравнено к традиционным бракам, очень показательно и символично. Ведь долгое время само православие называлось верой греческой. А Греция как идеологическая наследница Византийской империи ассоциировалась с оплотом православия. Сколько раз мы слышали из уст греческих иерархов, как Константинопольской, так и Элладской Церкви, что именно они, греки, и являются эталоном православной духовности, наследниками святоотеческой традиции, мерилом праведности. И вот теперь это первая страна, называющая себя православной, легализовавшая гей-браки, страна, где два содомита могут считаться супругами, усыновлять и воспитывать детей. В Библии есть много мест, где тема: «будут первые последними, и последние первыми» (Мк 10:31), раскрывается на конкретных примерах. Например, Исав продал Иакову свое первородство за чечевичную похлебку (Быт 25:29-34), а Иаков, умирая, благословил Ефрема и Манассию, двух детей своего сына Иосифа, причем меньшего сделал большим. Иосиф думал, что престарелый отец ошибся и просил его переменить это, но Иаков настоял на своем и сказал: «меньший его брат будет больше его» (Быт 48:17-19). А наиболее жестко эта тема прозвучала в словах Господа: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься…» (Мф 11:23). Это следует помнить всем, кто любит заявлять о своем величии, славной истории, великих предках. Еще один показательный момент: Элладская Церковь первой после Константинопольского патриархата признала ПЦУ, а теперь, вот, греческое государство признало гей-браки. Здесь, конечно, нет прямой причинно-следственной связи, но определенные параллели напрашиваются. Тем более, что в последнее время из Константинопольского патриархата все чаще раздаются голоса в защиту геев, что, мол, они тоже заслуживают на уважение и пастырскую любовь, а их усыновленные дети ничем не отличаются от детей в традиционных семьях. В общем вся риторика, которая звучала несколько лет назад из недр Ватикана, а сегодня превратилась в официальное разрешение благословлять гей-пары. Но вернемся к легализации гей-браков в Греции.

Голосованию в греческом парламенте предшествовала кампания протестов. В воскресенье, 11 февраля, в Афинах прошла демонстрация против нового закона, в которой, по данным агентства ВВС участвовало около четырех тысяч человек. До этого также проводились демонстрации в различных городах страны. Элладская Церковь решительно выступила против легализации однополых браков. Предстоятель Церкви, архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II, заявил, что новый закон — это попытка навязать стране новые реалии, которые разрушают ткань общества. В последнее время словечко «реалии» порядком затаскали, а ведь оно означает: то, что существует на данный момент. Реалии нельзя навязать, или они есть или их нет. И, судя по всему, эти реалии в Греции не в пользу Церкви.

Согласно данным американского исследовательского центра Pew Research Center, около 90% жителей Греции считают себя православными христианами. Но на вопрос: «играет ли религия очень важную роль в вашей жизни?», положительно ответили только 58% греков, а на вопрос: «ходите ли вы регулярно в церковь?», «да» ответили всего 16%. Таким образом действительно воцерковленных людей оказывается меньшинство, даже если сделать поправку на статистическую погрешность. Результаты голосования в греческом парламенте позволяют сделать неутешительный для Элладской Церкви вывод: греческое общество в целом действительно «дозрело» до принятия гей-браков. Тот факт, что за легализацию проголосовало 176 из 245 присутствовавших депутатов греческого парламента, говорит о широкой поддержке данной идеи в греческом политикуме. За новый закон проголосовали не только депутаты от правящей партии «Новая демократия», но и представители оппозиции, в том числе партии «Сириза». Греция – демократическая страна, и тамошние депутаты никогда бы не поддержали закон, если бы знали, что их избиратели категорически против. Как правило, оппозиция выступает против инициатив партий, находящихся у власти, если знает, что эти инициативы непопулярны в обществе. Но в данном случае мы видим обратное, среди оппозиции также есть поддержка легализации гей-браков. А когда та же «Сириза» находилась при власти она, в 2015 г. приняла закон о легализации однополых гражданских союзов. Эта форма является промежуточной на пути к полному признанию гей-браков. Множество стран сначала узаконивают союзы, дают обществу к привыкнуть к такому положению вещей, а затем принимают законы про полную легализацию гей-браков.

Сегодня эта тема актуализируется и в Украине. Не далее, как 15 февраля 2024 г. в Министерстве иностранных дел прошел круглый стол, посвященный правам ЛГБТ. Причем, это не просто собрались любители ЛГБТ, чтобы порассуждать на тему. Это было полноценное совещание государственных чиновников высокого ранга, а также народных депутатов. Нардеп Инна Совсун сообщила у себя в Фейсбуке: «Мы говорили в МИДе о партнерствах! При участии трех замминистров, первого вице-спикера Верховной Рады, почти десятка нардепов. Это – не типичный круглый стол, а переход на другой уровень дискуссии». Она также привела данные, неких загадочных соцопросов о том, что, якобы «73% украинцев считают, что ЛГБТ+ люди должны быть защищены от дискриминации, и что 59% украинцев поддерживают партнерство для ЛГБТ+ пар». Грекам понадобилось 9 лет, чтобы пройти путь от легализации партнерств к узакониванию гей-браков. Посмотрим, как будет с Украиной.

Есть мнение, будто Украине ЛГБТ повестку навязывают извне, что некие международные структуры и страны с очень либеральной демократией требуют от наших властей прогресса в данном вопросе. Это верно, но лишь отчасти. Да, наше общество в целом не готово к легализации гей-браков, несмотря на цифры, озвученные нардепом И. Совсун, но оно и не будет активно протестовать против этого. Это значит, что тема ЛГБТ может стать разменной монетой в торге с нашими международными партнерами. Например, «вы закроете глаза на нашу коррупцию, а мы вам узаконим ЛГБТ». Подобный торг был бы невозможен, если бы в украинском обществе была настолько твердая приверженность традиционным ценностям, что любой политик знал, если он будет двигать тему ЛГБТ, это будет означать конец его политической карьеры. Представьте себе, что в Турции или другой мусульманской стране, в которой существует демократический режим, власти попытались бы заикнуться о легализации ЛГБТ. Навязать ЛГБТ повестку можно только там, где уже есть почва для этого.

Легализация гей-браков в Греции свидетельствует о прогрессирующей секуляризации общества, когда вера не отрицается, а просто становится неактуальной. И это процесс, который нельзя остановить демонстрациями и шествиями. Но Церковь, естественно, должна высказать свое отношение к происходящему. Посмотрим, что будет делать Элладская Церковь, ее опыт может нам пригодиться. Какие решения она примет после того, как власть имущие не вняли категорическому призыву Церкви отказаться от узаконивания гей-браков?

Ключ к решению этого вопроса может лежать в том, что Церковь должна пересмотреть свои взгляды на отношения с обществом и государством. Нужно понять, что Церковь больше не является элементом государственного механизма, без одобрения которого государство не может принимать решения по очень важным вопросам. Она также не является доминирующим моральным авторитетом для общества, способного влиять на умонастроения народа. Все это уже почти утрачено в современных европейских странах. Нужно понять, что Церковь уже не может устанавливать правила, по которым будет жить общество. Все что может Церковь – это свидетельствовать людям об Истине и приобщать к Истине, тех кто уверовал, через таинства. В этом контексте Церковь должна засвидетельствовать, что Бог Библии возвестил людям, что содомия является смертным грехом, извращающим само человеческое естество и что пребывающие в этом грехе, Царства Божия не наследуют. Апостол Павел написал Коринфянам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6:9,10). В этой фразе, по сути, нет ни унижения этих людей, ни намека на то, что они не имеют равные со всеми права, ни ущемления их достоинства, ни вообще чего-то, относящегося к земной жизни. Здесь есть только предупреждение о том, что в будущей жизни их ждет наказание. Церковь должна засвидетельствовать об этом, а дальше выбор за каждым человеком.

Собственно, Элладская Церковь это уже сделала, но следующим шагом должна быть декларация о том, что нельзя пребывать в ограде Церкви и поддерживать гей-браки, не говоря уже об участии в таковых. Нужно по примеру апостола Павла, сказать: «не обманывайтесь, поддержав гей-браки вы сами себя поставили вне Церкви». На церковном языке это называется: анафема. В преддверии голосования в греческом парламенте из уст некоторых архиереев звучало подобное предложение: всех депутатов, проголосовавших за легализацию однополых браков отлучить от Церкви. Это очень правильное предложение. Правда здесь кроется одна трудность, ведь слово анафема для большинства людей означает проклятие, т. е. призывания всяческих бед и несчастий на голову такого человека. Поэтому анафема может восприниматься как оскорбление, что в корне неправильно. Анафема не оскорбление, а предупреждение, констатация того факта, что человек своими поступками сам себя поставил вне Церкви. Такое правильное понимание анафемы нужно спокойно и доходчиво объяснять. Если для человека Церковь ничего не значит, то ему все равно, в Церкви он или нет, следовательно и бояться анафемы ему нечего. Церковь – это закрытое общество людей, уверовавших во Христа и соединившихся с Ним в Евхаристии. Нельзя быть в Церкви и делать то, что противно Христу. Вот об этом и нужно заявить очень громко и недвусмысленно. Вряд, ли отлучение от Церкви сегодня испугает тех, кто поддерживает ЛГБТ, но, во-первых, это честно, а во-вторых, необходимо четко разграничить понятия, что хорошо, а что плохо. По слову апостола Павла: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы – храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом». «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас». «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор 6:15-18).

Читайте також

Чего не случилось в 2024 г.

Как относиться к кощунствам в Лавре

Родится ли Христос в разрушенном доме?

Неочевидный момент притчи о богаче и Лазаре

Этнофестиваль и ПЦУ: что между ними общего?

О «монастыринге» и правильном целеполагании