Главный проигравший – украинское Православие
"Объединительный собор"
Выигравшие и проигравшие в результате сегодняшнего собора.
Выигравшие:
1) Петр Порошенко - добился необходимой «картинки», которую можно продавать электорату; ничего, что автокефалии и близко не будет, народ все равно в большинстве своем не разбирается.
2) Филарет - в практически безнадежной ситуации ему удалось протащить на должность своего ставленника (обидно, что не сам, но потом что-то Филарет придумает; почетный патриарх, например); это гарантирует сохранность материальных и ресурсных активов, а также позволяет приступить к поглощению «УАПЦ» и УПЦ (там, где получится).
3) Епифаний - волей судьбы стал главным в структуре, есть шанс со временем выйти из-под опеки «старшего товарища» и рулить по полной в заданных Фанаром рамках.
Проигравшие:
1) Фанар и лично патриарх Варфоломей - выходит, что греками был легализован раскол (каноничные епископы на собор не пришли в том количестве, которое было нужно церковному Стамбулу), что чудовищным образом бьет по позициям и авторитету турецкого старца. Устав, томос и ставропигии, дающие материальные бонусы и возможность влияния, и близко не компенсируют понесенную репутационную потерю.
2) Глава «УАПЦ» Макарий и «УАПЦ» - учитывая их отношения с Филаретом и «УПЦ КП», для них это смертельный исход; им не простят ничего из сделанного и сказанного ранее; представителям УАПЦ грозит роль людей «второго сорта» в новой структуре.
3) Симеон и Драбинко - были в шаге от победы и затем резко свалились вниз, в новой структуре и без них хватает людей, жаждущих постов и власти; могут оказаться в маргинальном положении, помимо этого, получат запрет в УПЦ (наконец то Драбинко дал железобетонный повод его запретить).
4) Новая структура УПАПЦ. Она не будет иметь полной независимости как ранее «УПЦ КП». Фанар по многим линиям ее обложил и будет контролировать. Но Филарет, возможно, еще попытается пободаться с греками, но уже в этой битве у него шансов не так много.
5) Главный проигравший - украинское Православие. Сегодняшний собор зафиксировал разделение наших православных на многих десятилетия, если не больше. Есть опасность разворачивания гонений и масштабных религиозных противостояний. Теперь никаких ограничений для, скажем так, «убеждения» УПЦ в необходимости влиться в новую структуру нет.
Читайте також
Різдво чи день програміста: про віру, вибір і відповідальність
7 січня для багатьох — не просто дата в календарі, а питання віри й особистого вибору. Спроба надати цьому дню новий зміст змушує замислитися, без чого людині справді важко жити.
Ханукія в Україні: не традиція, а нова публічна реальність
В Україні ханукія історично не була традицією, але сьогодні її дедалі частіше встановлюють за участі влади
Про подвійні стандарти та вибірковість церковних традицій
Уже не вперше український інформаційний простір вибухає дискусіями довкола церковних звичаїв. Особливо тоді, коли слова і діла духовних лідерів починають розходитися.
Алогічність любові
Вчинки істинної любові не піддаються логіці: вони слідують серцю, жертвують собою і відображають євангельську сутність Христа.
Справедливість не за ярликами
В Україні дедалі частіше замість доказів використовують ярлики. Одних таврують за приналежність, іншим прощають зраду. Коли закон стає вибірковим, справедливість перетворюється на інструмент тиску, а не захисту.
У ВКРАДЕНОМУ ХРАМІ ДО РАЮ НЕ ПОТРАПИШ
Ця фраза — не риторика, а моральне твердження: неможливо шукати спасіння там, де порушені заповіді. Слова «У вкраденому храмі в рай не потрапиш» нагадують, що святиня не може бути привласнена силою, адже те, що освячене молитвою і любов'ю, не належить людині, а Богу.