О словах папы Франциска по поводу частной собственности

Папа римский Франциск. Фото: Facebook

На фоне давешних заявлений папы Франциска о гомосексуальных парах, быть может, блекнет его последняя энциклика, но всё же в ней отдельного внимания достойна оценка права на частную собственность как права «вторичного», «проистекающего из принципа всеобщего предназначения тварных благ». «Христианская традиция никогда не признавала безусловность и неприкасаемость права на частную собственность». «Всеобщее пользование тварными благами... является естественным, изначальным и приоритетным правом».

И особенного критического внимания достоин вывод: «Убеждение во всеобщем предназначении земных благ должно также применяться к странам, их территориям и ресурсам… Мы утверждаем, что каждая страна — это также [страна] чужеземца». Вот так.

Забавно, что, читая в этот же день речи П.А.Столыпина, столкнулся с его совершенно противоположной оценкой: «Правительство не могло не идти навстречу, не могло не дать удовлетворения тому врожденному у каждого человека, поэтому и у нашего крестьянина, чувству личной собственности, столь же естественному, как чувство голода, как влечение к продолжению рода, как всякое другое природное свойство человека».

Что касается учения Православной Церкви, то оно выражено в Основах социальной концепции (ОСК), и, в отличие от энциклики, более теоцентрично, чем антропоцентрично:

«По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (Мк. 12. 1-9), или таланты, распределенные между людьми (Мф. 25. 14-30), или имение, отданное во временное управление (Лк. 16. 1-13). Выражая присущую Церкви мысль о том, что абсолютным собственником всего является Бог, святитель Василий Великий спрашивает: "Скажи же мне, что у тебя собственного? Откуда ты взял и принес в жизнь?". Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми».

Впрочем, как в ОСК, так и в энциклике вспоминаются слова великих святителей: «Святитель Василий Великий считает вором того, кто не отдает часть своего имущества в качестве жертвенной помощи ближнему. Эту же мысль подчеркивает святой Иоанн Златоуст: "Не уделять из своего имущества есть также похищение". Церковь призывает христианина воспринимать собственность как дар Божий, данный для использования во благо себе и ближним».

В ОСК, однако, мы, слава Богу, не найдем подобного энциклике социалистического дрейфа/

Читайте також

Різдво чи день програміста: про віру, вибір і відповідальність

7 січня для багатьох — не просто дата в календарі, а питання віри й особистого вибору. Спроба надати цьому дню новий зміст змушує замислитися, без чого людині справді важко жити.

Ханукія в Україні: не традиція, а нова публічна реальність

В Україні ханукія історично не була традицією, але сьогодні її дедалі частіше встановлюють за участі влади

Про подвійні стандарти та вибірковість церковних традицій

Уже не вперше український інформаційний простір вибухає дискусіями довкола церковних звичаїв. Особливо тоді, коли слова і діла духовних лідерів починають розходитися.

Алогічність любові

Вчинки істинної любові не піддаються логіці: вони слідують серцю, жертвують собою і відображають євангельську сутність Христа.

Справедливість не за ярликами

В Україні дедалі частіше замість доказів використовують ярлики. Одних таврують за приналежність, іншим прощають зраду. Коли закон стає вибірковим, справедливість перетворюється на інструмент тиску, а не захисту.

У ВКРАДЕНОМУ ХРАМІ ДО РАЮ НЕ ПОТРАПИШ

Ця фраза — не риторика, а моральне твердження: неможливо шукати спасіння там, де порушені заповіді. Слова «У вкраденому храмі в рай не потрапиш» нагадують, що святиня не може бути привласнена силою, адже те, що освячене молитвою і любов'ю, не належить людині, а Богу.