Евангелие – книга Жизни и великая книга уроков. Мы их очень медленно учим
Христос и Самарянка. Худ. Карл Блох
Самарянка. С внешней точки зрения – неблагочестивая, мягко говоря, женщина. Имела пять мужей и живет с шестым. Но - Христос в ней прозревает что-то такое, чего не имели внешне благополучные и замужние.
Беседа с самарянкой — самый длинный евангельский диалог Христа с одним собеседником. От того, что Христос наедине разговаривает с женщиной, да еще и самарянкой, да еще и долго разговаривает – оторопели даже апостолы. Но Господь знает, на что тратит Свое драгоценное время. В будущем Самарянка – мученица Христова Фотина, Его верная проповедница.
По ее вопросам и ответам можно видеть светлый ум, простоту и открытость, острый интерес к практическим религиозным вопросам. Не пустая болтовня о духовности, а конкретные, увесистые, жизненные вопросы: где поклоняться Богу? от кого спасение? когда придет Мессия?
Она не просит у Христа седьмого мужа, не просит здоровья и благополучия. При явном кризисе своей семейной жизни она обнаруживает здравое духовное сознание. Да, так бывает! Мир сложен и жизнь наша вся несхематичная и непредсказуемая.
Да и не была она такой уж грешницей. Просто по-мирски несчастная, заблудившаяся женщина. Личная жизнь не сложилась – но душу во всем этом она не растеряла. Сохранила сердце, любящее Бога.
Хотя в народе ее наверняка презирали. Как и сегодня церковные люди из счастливых полных семей тайком могут осуждать… таких женщин. А ведь в сердце «неблагополучных» может быть больше любви к Богу, чем у хороших и правильных. Потому и говорит Господь: «Не судите по наружности» (Ин.7:24).
«Это Я» - ответил Христос Самарянке на ее вопрос о Мессии. Сказал ей то, что никогда прямо не говорил ни фарисеям, ни книжникам. Женщина-полуязычница, которую имели шесть мужчин, могла вместить то, чего не вмещали профессора богословия.
Уроки, уроки. Евангелие – книга Жизни и великая книга уроков. Мы их очень медленно учим. А учить надо. У нас, как правило, свое «евангелие» - прямолинейные выводы по примитивным схемам. «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин.9:2) – вот наша падшая рассудочность.
Но у неба своя логика. Евангельская. Та, в которую мы верим. Мы верим, что и в нас Христос видит лучшее, а не только худшее. И делает ставку на это лучшее, верит в лучших нас. Смотря на Самарянку, видит Фотину.
Спасибо Тебе, Господи, что Ты веришь в нас. И мы веруем в Тебя, и надеемся на Твою милость и любовь. Без этой веры жить было бы страшно и мучительно.
Читайте також
Різдво чи день програміста: про віру, вибір і відповідальність
7 січня для багатьох — не просто дата в календарі, а питання віри й особистого вибору. Спроба надати цьому дню новий зміст змушує замислитися, без чого людині справді важко жити.
Ханукія в Україні: не традиція, а нова публічна реальність
В Україні ханукія історично не була традицією, але сьогодні її дедалі частіше встановлюють за участі влади
Про подвійні стандарти та вибірковість церковних традицій
Уже не вперше український інформаційний простір вибухає дискусіями довкола церковних звичаїв. Особливо тоді, коли слова і діла духовних лідерів починають розходитися.
Алогічність любові
Вчинки істинної любові не піддаються логіці: вони слідують серцю, жертвують собою і відображають євангельську сутність Христа.
Справедливість не за ярликами
В Україні дедалі частіше замість доказів використовують ярлики. Одних таврують за приналежність, іншим прощають зраду. Коли закон стає вибірковим, справедливість перетворюється на інструмент тиску, а не захисту.
У ВКРАДЕНОМУ ХРАМІ ДО РАЮ НЕ ПОТРАПИШ
Ця фраза — не риторика, а моральне твердження: неможливо шукати спасіння там, де порушені заповіді. Слова «У вкраденому храмі в рай не потрапиш» нагадують, що святиня не може бути привласнена силою, адже те, що освячене молитвою і любов'ю, не належить людині, а Богу.