Евангелие – книга Жизни и великая книга уроков. Мы их очень медленно учим
Христос и Самарянка. Худ. Карл Блох
Самарянка. С внешней точки зрения – неблагочестивая, мягко говоря, женщина. Имела пять мужей и живет с шестым. Но - Христос в ней прозревает что-то такое, чего не имели внешне благополучные и замужние.
Беседа с самарянкой — самый длинный евангельский диалог Христа с одним собеседником. От того, что Христос наедине разговаривает с женщиной, да еще и самарянкой, да еще и долго разговаривает – оторопели даже апостолы. Но Господь знает, на что тратит Свое драгоценное время. В будущем Самарянка – мученица Христова Фотина, Его верная проповедница.
По ее вопросам и ответам можно видеть светлый ум, простоту и открытость, острый интерес к практическим религиозным вопросам. Не пустая болтовня о духовности, а конкретные, увесистые, жизненные вопросы: где поклоняться Богу? от кого спасение? когда придет Мессия?
Она не просит у Христа седьмого мужа, не просит здоровья и благополучия. При явном кризисе своей семейной жизни она обнаруживает здравое духовное сознание. Да, так бывает! Мир сложен и жизнь наша вся несхематичная и непредсказуемая.
Да и не была она такой уж грешницей. Просто по-мирски несчастная, заблудившаяся женщина. Личная жизнь не сложилась – но душу во всем этом она не растеряла. Сохранила сердце, любящее Бога.
Хотя в народе ее наверняка презирали. Как и сегодня церковные люди из счастливых полных семей тайком могут осуждать… таких женщин. А ведь в сердце «неблагополучных» может быть больше любви к Богу, чем у хороших и правильных. Потому и говорит Господь: «Не судите по наружности» (Ин.7:24).
«Это Я» - ответил Христос Самарянке на ее вопрос о Мессии. Сказал ей то, что никогда прямо не говорил ни фарисеям, ни книжникам. Женщина-полуязычница, которую имели шесть мужчин, могла вместить то, чего не вмещали профессора богословия.
Уроки, уроки. Евангелие – книга Жизни и великая книга уроков. Мы их очень медленно учим. А учить надо. У нас, как правило, свое «евангелие» - прямолинейные выводы по примитивным схемам. «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин.9:2) – вот наша падшая рассудочность.
Но у неба своя логика. Евангельская. Та, в которую мы верим. Мы верим, что и в нас Христос видит лучшее, а не только худшее. И делает ставку на это лучшее, верит в лучших нас. Смотря на Самарянку, видит Фотину.
Спасибо Тебе, Господи, что Ты веришь в нас. И мы веруем в Тебя, и надеемся на Твою милость и любовь. Без этой веры жить было бы страшно и мучительно.
Читайте також
Справедливість не за ярликами
В Україні дедалі частіше замість доказів використовують ярлики. Одних таврують за приналежність, іншим прощають зраду. Коли закон стає вибірковим, справедливість перетворюється на інструмент тиску, а не захисту.
У ВКРАДЕНОМУ ХРАМІ ДО РАЮ НЕ ПОТРАПИШ
Ця фраза — не риторика, а моральне твердження: неможливо шукати спасіння там, де порушені заповіді. Слова «У вкраденому храмі в рай не потрапиш» нагадують, що святиня не може бути привласнена силою, адже те, що освячене молитвою і любов'ю, не належить людині, а Богу.
Коли святиню перетворили на попіл
Храм підірвали, щоб стерти сліди грабежу. Німці знали час підриву — і зняли все на плівку. Через десятиліття хроніка знову спливла — щоб сказати правду за тих, кого намагалися змусити мовчати.
Від молитви до менеджменту: в Лаврі – нові «освітні програми»
Поки в Лаврі шукають «сакральне серце України», давня святиня перетворюється на майданчик експериментів: тепер тут пропонують «унікальні» курси з маркетингу.
Бути собою, коли всі збожеволіли: сила совісті і віри
Ми живемо у світі, де зло називають добром, а брехню — правдою. Ті, хто втратили совість, намагаються навчати нас моралі. Але навіть коли світ навколо зводить правду до божевілля, важливо не зраджувати Бога, свою совість і людяність. Бо істина — не там, де більшість, а там, де правда і Бог.
Різдво без канікул
Шкільні канікули у Рівному завершаться саме на свято Різдва за Юліанським календарем. Для багатьох родин це означає повернення до навчання замість спільного святкування важливого духовного свята.