Проблемы любой Церкви совпадают с проблемами общества
В третье воскресенье Великого поста, Церковь празднует Неделю Крестопоклонную
"Нужно быть просто христианином, – говорил патр. Афинагор (1886-1972) французскому богослову Оливье Клеману. – Быть христианином и прежде всего – среди христиан. Мы все стоим перед судом: нас судит и духовная нищета наших современников, но также и Крест Сына Божия, на который Его возвела любовь. Сможем ли мы обезоружить себя по Его примеру?"
Перед ночной литургией долго говорили со знакомым священникам о проблемах его Церкви (и она – отнюдь не РПЦ).
Наверное, кого-то эти проблемы могли бы смутить, а быть может даже отвратить от Христианства и Церкви.
И в связи с этим подумалось вот что. В свое время – еще в конце прошлого века! –
я окончил исторический факультет МГУ, затем работал на исторических факультетах Иерусаимского университета, Хайфского и т. п. Так вот соотношение Христианства, Церкви-с-большой-буквы и «проблем-каждой-церкви» примерно такое же, как соотношение Истории, Исторической Науки и проблем различных факультетов и кафедр. Проблем сегодняшних, или уже вчерашних.
Да, кого-то обстановка на московском истфаке (или же на истфаке иерусалимском, или любом другом) может отвратить от поступления в Университет, может заглушить интерес к истории и даже отвратить от нее. Но по большому счету все эти мелкие и неинтересные дрязги кафедр, отдельных профессоров и институций не имеют к Исторической Науке ровным счетом НИКАКОГО отношения (со временем они сами могут стать объектом изучения).
И жаль студента, который Историю, Филологию или Математику будет воспринимать исключительно через призму современной ему ситуации на своей кафедре – будь это провинциальное педучилище или же Оксфорд. Скорее всего, настоящим историком или математиком он не станет.
Так и с Христианством. Проблемы любой церкви более-менее совпадают с проблемами того общества, в котором она живет. Кого-то это соблазняет или даже отвращает (хотя церковь – надо сказать – почти всегда меньше заражена этими проблемами, чем любой другой общественный институт). Но все равно Христианство и Церковь – не в этом. Как Математика – не в сегодняшних проблемах мехмата МГУ.
Если кто-то захочет стать ученым и работать в своем университете, ему придется подниматься выше проблем отдельной кафедры или вуза.
Хотя он и будет их нести – их тоже! – как свой Крест.
Читайте також
Ханукія в Україні: не традиція, а нова публічна реальність
В Україні ханукія історично не була традицією, але сьогодні її дедалі частіше встановлюють за участі влади
Про подвійні стандарти та вибірковість церковних традицій
Уже не вперше український інформаційний простір вибухає дискусіями довкола церковних звичаїв. Особливо тоді, коли слова і діла духовних лідерів починають розходитися.
Алогічність любові
Вчинки істинної любові не піддаються логіці: вони слідують серцю, жертвують собою і відображають євангельську сутність Христа.
Справедливість не за ярликами
В Україні дедалі частіше замість доказів використовують ярлики. Одних таврують за приналежність, іншим прощають зраду. Коли закон стає вибірковим, справедливість перетворюється на інструмент тиску, а не захисту.
У ВКРАДЕНОМУ ХРАМІ ДО РАЮ НЕ ПОТРАПИШ
Ця фраза — не риторика, а моральне твердження: неможливо шукати спасіння там, де порушені заповіді. Слова «У вкраденому храмі в рай не потрапиш» нагадують, що святиня не може бути привласнена силою, адже те, що освячене молитвою і любов'ю, не належить людині, а Богу.
Коли святиню перетворили на попіл
Храм підірвали, щоб стерти сліди грабежу. Німці знали час підриву — і зняли все на плівку. Через десятиліття хроніка знову спливла — щоб сказати правду за тих, кого намагалися змусити мовчати.