Выводы после получения Томоса
Вручение Томоса главе СЦУ Епифанию
1. Никакого объединения украинского православия или отделения его "от Москвы" не произошло.
2. УПЦ КП, составляющая 40% от номинальных, 28% от реальных приходов от УПЦ и 10% от реальных украинских прихожан переименована в ПЦУ.
3. Самая мелкая из украинских православных церквей - УАПЦ участвовала в объединительном соборе, но насколько она войдет в ПЦУ, когда дело дойдёт до реального административного обустройства церкви - открытый вопрос.
4. ПЦУ выписан мандат на существование, предполагающий её включение в состав Константинопольского патриархата на правах самоуправляемой церкви, а не право быть самостоятельным патриархатом, что украинские власти обещали и ожидали до сентября. Создание ПЦУ означает, что "украинское православие" ограничено территорией Украины, а все её приходы в других странах переходят Константинополю.
5. Этот документ разрушил систему сдержек и противовесов в мировом православии, существовавшем до того времени. К чему это приведет - не известно, но пока реакция других православных церквей сдержанная или отрицательная.
6. Ожидания что на этом "украинское православие" будет оторвано от российского не имеют под собой основания, пока власти Украины не предпримут масштабных административных действий - грубого давления, высылок, арестов духовенства УПЦ. Пока этого обещают не делать.
7. Кроме вмешательства парламента в процесс наименования религиозных организаций (что будет оспорено в Конституционном суде и европейских институциях) реально в Украине в этом плане ничего не изменилось. Несмотря на давление центральных и местных властей и мощную кампанию в прессе и социальных сетях в декабре порядка двух десятков приходов УПЦ изъявило очевидное желание сменить юрисдикцию. Это, примерно, половина от средней годичной динамики наблюдаемого перехода из одной православной церкви Украины в другую в предыдущие 15 лет и касается 0,2% от общего количества реальных приходов УПЦ.
8. В этом плане особенно показательна манифестация духовенства УПЦ Винницкой области (порядка 400 человек) 4 января 2019 г. с требованием прекращения административного давления и возвращения Винницкой епархии УПЦ зданий кафедрального собора и епархиального управления "приватизированных" единственным епархиальным архиереем УПЦ, перешедшим в ПЦУ. Винница - сердце украинской государственности и "вотчина" президента и премьера и подобная история самое наглядное изображение того, что происходит в реальном украинском православии, а не в ТВ картинке или ФБ-страничках.
Читайте також
Різдво чи день програміста: про віру, вибір і відповідальність
7 січня для багатьох — не просто дата в календарі, а питання віри й особистого вибору. Спроба надати цьому дню новий зміст змушує замислитися, без чого людині справді важко жити.
Ханукія в Україні: не традиція, а нова публічна реальність
В Україні ханукія історично не була традицією, але сьогодні її дедалі частіше встановлюють за участі влади
Про подвійні стандарти та вибірковість церковних традицій
Уже не вперше український інформаційний простір вибухає дискусіями довкола церковних звичаїв. Особливо тоді, коли слова і діла духовних лідерів починають розходитися.
Алогічність любові
Вчинки істинної любові не піддаються логіці: вони слідують серцю, жертвують собою і відображають євангельську сутність Христа.
Справедливість не за ярликами
В Україні дедалі частіше замість доказів використовують ярлики. Одних таврують за приналежність, іншим прощають зраду. Коли закон стає вибірковим, справедливість перетворюється на інструмент тиску, а не захисту.
У ВКРАДЕНОМУ ХРАМІ ДО РАЮ НЕ ПОТРАПИШ
Ця фраза — не риторика, а моральне твердження: неможливо шукати спасіння там, де порушені заповіді. Слова «У вкраденому храмі в рай не потрапиш» нагадують, що святиня не може бути привласнена силою, адже те, що освячене молитвою і любов'ю, не належить людині, а Богу.