В 1945-48гг славянские Церкви противопоставлялись греческим

Между греческим и славянским блоками наблюдались невероятно сложные отношения

Вот, кстати, к теме цикличности истории и «ничего не ново на этом свете».
Заметное число наблюдателей за кризисом в межправославных отношениях удивились признанию украинских раскольников Элладой и, еще больше, Александрией. Но в этом действительно нет ничего нового и удивительного.

Пишу в кандидатской диссертации раздел о православном отношении к экуменизму и другим проблемам в 1945-48 гг. И что Вы думаете? Славянские церкви в те годы противопоставлялись греческим. К активному греческому блоку относились все те же Константинополь, Эллада и Александрия, стремившиеся к политической изоляции Русской Церкви, как максимум, или снижению ее нарастающего влияния, как минимум. Причем, как и ныне, наиболее неуверенную позицию занимала Александрия, метавшаяся из одного угла в другой и хотевшая иметь выгоду с обеих сторон, но все равно больше тяготевшая к Константинополю. Даже интересно теперь стало, как поступит Кипр в ретроспективе событий 1948 г.?

Таким образом, вряд ли сегодняшний кризис верно сводить только к украинской проблеме. История эта давняя и коренится она в неурегулированности межправославных отношений после развала больших империй в начале XX столетия. Самое же печальное для меня в изучении указанного периода - это то, как, наряду с очень важными инициативами, шли явно деструктивные деяния. А на втором месте: вмешательство политических сил, которые были весьма далеки от понимания межцерковных отношений, недооценивали их и выступали часто не в роли системообразующих игроков, как это сейчас многим видится (например, внешняя религиозная политика СССР), а скорее в роли фактора непредсказуемости, раз за разом разрушающего результаты очень непростого межхристианскошо диалога. Например, патриарх Алексий I вместе с митр. Николаем (Ярушевичем) очень мягко, но настойчиво, старались повлиять на позицию советских органов власти, и все равно часто не достигали результата. Ну не верю я, что наши иерархи серьезно воспринимали советскую политическую идею об объединении всего православия или, еще круче, - освобождении католиков от «папизма». На другой стороне света, госсекретарь США Дж. Даллес своей неуемной энергией и политической нетерпимостью еще больше усложнял ситуацию, желая изолировать церкви, находящиеся в коммунистических странах. Уже тогда США и еще сильная в те времена Англия активно влияли на блок греческого православия. И это только пара событий в комплексе невероятно сложных отношений.

Читайте також

Різдво чи день програміста: про віру, вибір і відповідальність

7 січня для багатьох — не просто дата в календарі, а питання віри й особистого вибору. Спроба надати цьому дню новий зміст змушує замислитися, без чого людині справді важко жити.

Ханукія в Україні: не традиція, а нова публічна реальність

В Україні ханукія історично не була традицією, але сьогодні її дедалі частіше встановлюють за участі влади

Про подвійні стандарти та вибірковість церковних традицій

Уже не вперше український інформаційний простір вибухає дискусіями довкола церковних звичаїв. Особливо тоді, коли слова і діла духовних лідерів починають розходитися.

Алогічність любові

Вчинки істинної любові не піддаються логіці: вони слідують серцю, жертвують собою і відображають євангельську сутність Христа.

Справедливість не за ярликами

В Україні дедалі частіше замість доказів використовують ярлики. Одних таврують за приналежність, іншим прощають зраду. Коли закон стає вибірковим, справедливість перетворюється на інструмент тиску, а не захисту.

У ВКРАДЕНОМУ ХРАМІ ДО РАЮ НЕ ПОТРАПИШ

Ця фраза — не риторика, а моральне твердження: неможливо шукати спасіння там, де порушені заповіді. Слова «У вкраденому храмі в рай не потрапиш» нагадують, що святиня не може бути привласнена силою, адже те, що освячене молитвою і любов'ю, не належить людині, а Богу.