Мужчина, не желающий брака - трагедия женщины, а не повод ее оскорбить

О гражданском браке у церковных людей есть официальная позиция РПЦ. Фото: Православие.ру

Относительно сказанного отцом Димитрием Смирновым (сказано было месяц назад, но всплыло по каким-то законам жанра сегодня).

Во-первых, использованное выражение очевидно оскорбительно. Да, знаю всевозможные реплики по поводу «библейских оскорблений» навроде «порождений ехидновых». Но есть социальный контекст, требующий определённой лексической этики. Использование подобного выражения в данном контексте считаю неприемлемым.

Во-вторых, в современном социуме не оформленные отношения многими светскими людьми рассматриваются как семейные, тем более, когда уже есть дети. С условным аргументом: зачем нам что-то доказывать государству? Да, это прискорбно: было бы лучше, чтобы люди официально брали ответственность перед обществом (да и законодательно друг перед другом и перед детьми). Ну, что же, да - в современном обществе есть проблема ответственности. Но это не дает повод к высказанной характеристике (за исключением ограниченного числа случаев оказания известных услуг на длительной основе - но зачем говорить о том, что и так очевидно?)

В-третьих, и в продолжение второго, в высказывании отца Димитрия Смирнова справедливо указывается на безответственность мужчин, не желающих оформлять брак. Так это скорее трагедия женщины, а не повод её оскорбить.

В-четвёртых, отдельная тема: это гражданский брак у церковных людей. Здесь есть официальная соборная позиция Русской Православной Церкви.

«Отдельному рассмотрению подлежат те случаи, когда лица проживают совместно длительное время, нередко имеют общих детей, но не состоят в церковном или зарегистрированном государством браке, причем одна из сторон такого сожительства не желает ни регистрировать отношения, ни венчаться. Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви. При этом духовник, зная обстоятельства жизни конкретного человека, по снисхождению к немощи человеческой в исключительных случаях может допустить до причастия ту сторону, которая осознает греховность такого сожительства и стремится заключить законный брак».

Из документа «Об участии верных в Евхаристии»

(Спасибо другому отцу Димитрию - Карпенко, что не пришлось искать https://t.me/karpenkodm/168)

 

PS Помимо всего сказанного, знаю отца Димитрия Смирнова как очень доброго человека.

Читайте також

Різдво чи день програміста: про віру, вибір і відповідальність

7 січня для багатьох — не просто дата в календарі, а питання віри й особистого вибору. Спроба надати цьому дню новий зміст змушує замислитися, без чого людині справді важко жити.

Ханукія в Україні: не традиція, а нова публічна реальність

В Україні ханукія історично не була традицією, але сьогодні її дедалі частіше встановлюють за участі влади

Про подвійні стандарти та вибірковість церковних традицій

Уже не вперше український інформаційний простір вибухає дискусіями довкола церковних звичаїв. Особливо тоді, коли слова і діла духовних лідерів починають розходитися.

Алогічність любові

Вчинки істинної любові не піддаються логіці: вони слідують серцю, жертвують собою і відображають євангельську сутність Христа.

Справедливість не за ярликами

В Україні дедалі частіше замість доказів використовують ярлики. Одних таврують за приналежність, іншим прощають зраду. Коли закон стає вибірковим, справедливість перетворюється на інструмент тиску, а не захисту.

У ВКРАДЕНОМУ ХРАМІ ДО РАЮ НЕ ПОТРАПИШ

Ця фраза — не риторика, а моральне твердження: неможливо шукати спасіння там, де порушені заповіді. Слова «У вкраденому храмі в рай не потрапиш» нагадують, що святиня не може бути привласнена силою, адже те, що освячене молитвою і любов'ю, не належить людині, а Богу.