«Единую Поместную» собирались запустить в 2000 году?
Патриарх Варфоломей подписывает томос. Фото: Укрправда
Разбирая свои старые архивы газет, я обнаружил любопытное интервью Филарета Денисенко в газете «Демократичне слово» от 5 декабря 2000 года.
В нем глава «Киевского патриархата» сообщил об итогах визита тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы к патриарху Варфоломею, имевшему место 24 ноября того же года, с целью договориться о создании «единой поместной Церкви» и даровании томоса.
Некоторые детали плана 2000-года поразительно напоминают реализованный автокефальный проект 2018 года.
К примеру, Филарет утверждал, что Константинопольская Церковь может даровать томос в январе 2001 года. Патриарх Варфоломей действительно выдал томос в январе, только спустя 17 лет.
Кроме этого, Филарет рассказывал о том, что в случае отказа УПЦ принять участие в «Объединительном соборе», она якобы превратится в «Российскую церковь в Украине». Те же самые фразы и обозначения мы слышим и сейчас.
По словам Филарета, встреча между Кучмой и Варфоломеем закончилась соглашением относительно того, что украинский президент должен был одновременно написать письма Константинопольскому и Московскому патриарху с приглашением встретиться в Киеве с представителями «УПЦ КП», «УАПЦ» и УПЦ.
Ранее, 8 ноября, делегации «УПЦ КП» и «УАПЦ» якобы посетили Константинополь, где встретились с генеральным секретарем Священного Синода Константинопольского патриархата. По итогам встречи они подписали документ о том, что будут работать на объединение своих структур. И уже после объединения, утверждал Филарет, патриарх Варфоломей имел намерение «признать Украинскую Православную Церковь (?) как Автокефальную и предоставить этой Церкви Томос».
При чем, по версии Филарета, этот процесс должен был состояться независимо от согласия УПЦ:
«Если же она не будет принимать участие, то процесс объединения не остановится. Мы объединимся с УАПЦ, и все-таки будет в Украине единая Поместная Церковь. Если упомянутая вами УПЦ не пойдет на объединение, то она не будет иметь права называться Украинской Церковью. Она может существовать в Украине, но не как украинская, а как российская церковь в Украине».
«Объединительный собор» планировали провести в декабре 2000 года (тоже совпадение - «Объединительный собор» 2018 года состоялся именно в декабре).
В интервью Филарет назвал цифру в 60-70% епископата УПЦ, которые якобы были готовы согласиться на объединение. Скорее всего это было всего лишь блефом с целью внести сумятицу среди духовенства Украинской Православной Церкви. Уж слишком фантастическая цифра, учитывая, что на «Объединительный собор» 2018 года явилось лишь двое епископов УПЦ.
Как видим, план 2000-го года не был реализован по определенным причинам. Кроме этого, на тот момент отношения Константинопольского и Московского патриархата были очень натянутыми в связи со скандальным визитом Варфоломея в Эстонию незадолго до встречи с Кучмой. РПЦ пыталась согласовать с Константинополем варианты выхода из ситуации с существованием двух параллельных юрисдикций в Эстонии, однако патриарх Варфоломей отверг все «миротворческие предложения» и сделал достаточно агрессивные заявления с требованием к ЭПЦ МП самоликвидироваться и подчиниться структуре Константинополя.
Вполне возможно, что визит Кучмы на Фанар был продиктован этим обострением отношений между КонстП и РПЦ. И либо сам Кучма хотел воспользоваться этим моментом, либо патриарх Варфоломей хотел еще больше надавить на Русскую Церковь.
В любом случае, рассказ Филарета подтверждает тезис о том, что патриарх Варфоломей планировал или предполагал вмешательство в украинские церковные дела задолго до событий, связанных с Критским собором в 2016 году. И даже задолго до планов Виктора Ющенко о создании автокефальной церкви в 2008 году.
Читайте також
Справедливість не за ярликами
В Україні дедалі частіше замість доказів використовують ярлики. Одних таврують за приналежність, іншим прощають зраду. Коли закон стає вибірковим, справедливість перетворюється на інструмент тиску, а не захисту.
У ВКРАДЕНОМУ ХРАМІ ДО РАЮ НЕ ПОТРАПИШ
Ця фраза — не риторика, а моральне твердження: неможливо шукати спасіння там, де порушені заповіді. Слова «У вкраденому храмі в рай не потрапиш» нагадують, що святиня не може бути привласнена силою, адже те, що освячене молитвою і любов'ю, не належить людині, а Богу.
Коли святиню перетворили на попіл
Храм підірвали, щоб стерти сліди грабежу. Німці знали час підриву — і зняли все на плівку. Через десятиліття хроніка знову спливла — щоб сказати правду за тих, кого намагалися змусити мовчати.
Від молитви до менеджменту: в Лаврі – нові «освітні програми»
Поки в Лаврі шукають «сакральне серце України», давня святиня перетворюється на майданчик експериментів: тепер тут пропонують «унікальні» курси з маркетингу.
Бути собою, коли всі збожеволіли: сила совісті і віри
Ми живемо у світі, де зло називають добром, а брехню — правдою. Ті, хто втратили совість, намагаються навчати нас моралі. Але навіть коли світ навколо зводить правду до божевілля, важливо не зраджувати Бога, свою совість і людяність. Бо істина — не там, де більшість, а там, де правда і Бог.
Різдво без канікул
Шкільні канікули у Рівному завершаться саме на свято Різдва за Юліанським календарем. Для багатьох родин це означає повернення до навчання замість спільного святкування важливого духовного свята.