«Единую Поместную» собирались запустить в 2000 году?
Патриарх Варфоломей подписывает томос. Фото: Укрправда
Разбирая свои старые архивы газет, я обнаружил любопытное интервью Филарета Денисенко в газете «Демократичне слово» от 5 декабря 2000 года.
В нем глава «Киевского патриархата» сообщил об итогах визита тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы к патриарху Варфоломею, имевшему место 24 ноября того же года, с целью договориться о создании «единой поместной Церкви» и даровании томоса.
Некоторые детали плана 2000-года поразительно напоминают реализованный автокефальный проект 2018 года.
К примеру, Филарет утверждал, что Константинопольская Церковь может даровать томос в январе 2001 года. Патриарх Варфоломей действительно выдал томос в январе, только спустя 17 лет.
Кроме этого, Филарет рассказывал о том, что в случае отказа УПЦ принять участие в «Объединительном соборе», она якобы превратится в «Российскую церковь в Украине». Те же самые фразы и обозначения мы слышим и сейчас.
По словам Филарета, встреча между Кучмой и Варфоломеем закончилась соглашением относительно того, что украинский президент должен был одновременно написать письма Константинопольскому и Московскому патриарху с приглашением встретиться в Киеве с представителями «УПЦ КП», «УАПЦ» и УПЦ.
Ранее, 8 ноября, делегации «УПЦ КП» и «УАПЦ» якобы посетили Константинополь, где встретились с генеральным секретарем Священного Синода Константинопольского патриархата. По итогам встречи они подписали документ о том, что будут работать на объединение своих структур. И уже после объединения, утверждал Филарет, патриарх Варфоломей имел намерение «признать Украинскую Православную Церковь (?) как Автокефальную и предоставить этой Церкви Томос».
При чем, по версии Филарета, этот процесс должен был состояться независимо от согласия УПЦ:
«Если же она не будет принимать участие, то процесс объединения не остановится. Мы объединимся с УАПЦ, и все-таки будет в Украине единая Поместная Церковь. Если упомянутая вами УПЦ не пойдет на объединение, то она не будет иметь права называться Украинской Церковью. Она может существовать в Украине, но не как украинская, а как российская церковь в Украине».
«Объединительный собор» планировали провести в декабре 2000 года (тоже совпадение - «Объединительный собор» 2018 года состоялся именно в декабре).
В интервью Филарет назвал цифру в 60-70% епископата УПЦ, которые якобы были готовы согласиться на объединение. Скорее всего это было всего лишь блефом с целью внести сумятицу среди духовенства Украинской Православной Церкви. Уж слишком фантастическая цифра, учитывая, что на «Объединительный собор» 2018 года явилось лишь двое епископов УПЦ.
Как видим, план 2000-го года не был реализован по определенным причинам. Кроме этого, на тот момент отношения Константинопольского и Московского патриархата были очень натянутыми в связи со скандальным визитом Варфоломея в Эстонию незадолго до встречи с Кучмой. РПЦ пыталась согласовать с Константинополем варианты выхода из ситуации с существованием двух параллельных юрисдикций в Эстонии, однако патриарх Варфоломей отверг все «миротворческие предложения» и сделал достаточно агрессивные заявления с требованием к ЭПЦ МП самоликвидироваться и подчиниться структуре Константинополя.
Вполне возможно, что визит Кучмы на Фанар был продиктован этим обострением отношений между КонстП и РПЦ. И либо сам Кучма хотел воспользоваться этим моментом, либо патриарх Варфоломей хотел еще больше надавить на Русскую Церковь.
В любом случае, рассказ Филарета подтверждает тезис о том, что патриарх Варфоломей планировал или предполагал вмешательство в украинские церковные дела задолго до событий, связанных с Критским собором в 2016 году. И даже задолго до планов Виктора Ющенко о создании автокефальной церкви в 2008 году.
Читайте також
Ханукія в Україні: не традиція, а нова публічна реальність
В Україні ханукія історично не була традицією, але сьогодні її дедалі частіше встановлюють за участі влади
Про подвійні стандарти та вибірковість церковних традицій
Уже не вперше український інформаційний простір вибухає дискусіями довкола церковних звичаїв. Особливо тоді, коли слова і діла духовних лідерів починають розходитися.
Алогічність любові
Вчинки істинної любові не піддаються логіці: вони слідують серцю, жертвують собою і відображають євангельську сутність Христа.
Справедливість не за ярликами
В Україні дедалі частіше замість доказів використовують ярлики. Одних таврують за приналежність, іншим прощають зраду. Коли закон стає вибірковим, справедливість перетворюється на інструмент тиску, а не захисту.
У ВКРАДЕНОМУ ХРАМІ ДО РАЮ НЕ ПОТРАПИШ
Ця фраза — не риторика, а моральне твердження: неможливо шукати спасіння там, де порушені заповіді. Слова «У вкраденому храмі в рай не потрапиш» нагадують, що святиня не може бути привласнена силою, адже те, що освячене молитвою і любов'ю, не належить людині, а Богу.
Коли святиню перетворили на попіл
Храм підірвали, щоб стерти сліди грабежу. Німці знали час підриву — і зняли все на плівку. Через десятиліття хроніка знову спливла — щоб сказати правду за тих, кого намагалися змусити мовчати.