Украина – страна выбитых окон

Разбитые окна. Фото: Pinterest

В 1982 году Д. Уилсоном и Д. Каллингом была разработана теория разбитых окон. Образно выражаясь, если кто-то разбил окно в доме, и никто не вставил новое стекло, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародерство. Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу. Было доказано, что люди чаще нарушают принятые нормы поведения, когда видят, что другие тоже так поступают. При этом «дурной пример» трактуется расширительно: видя, что нарушается одно из принятых правил, люди позволяют себе нарушать и другие нормы. Человек совершает преступления не только потому, что у него плохая наследственность или неправильное воспитание, огромное значение для него имеет то, что он видит вокруг себя.

В середине 80-х в Нью-Йорке за сутки совершалось несколько убийств и тысячи преступлений. В метро люди боялись заходить даже днем. Все станции были покрыты граффити, а в вагонах под ногами валялся мусор. Руководство метрополитена поняло, что граффити – символ краха системы. Нет смысла внедрять новые вагоны, если они не могут защитить их от вандализма. Удивительное дело, но когда удалось отмыть надписи и вычистить грязные вагоны, то преступность в метро стала резко падать. В то же время начальник транспортной полиции стал бороться с безбилетным проездом. Он понял, что если два – три подростка перепрыгнут через турникет, то это будет сигналом для остальных – так можно делать. Если хотя бы несколько человек могут идти против закона, и им за это ничего не будет, то значит можно и остальным. Полицейские, переодетые в гражданскую форму, стали выхватывать «зайцев», надевать на них наручники и в конце дня увозить в полицейский участок. Так же и шеф полиции Нью-Йорка стал жестко относиться к мелким правонарушителям. Полиция арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах. В конце концов, к концу девяностых Нью-Йорк стал одним из самых безопасных мегаполисов Америки.

Зачем я все это вам рассказываю? Теория разбитых окон работает в любое время и в любом месте. Каждый человек влияет на общество, и общество влияет на каждого человека – все взаимосвязано. Сегодня Украина стала страной разбитых окон. Многие наши политики и депутаты зачастую ведут себя безнравственно, нарушают закон, тем самым давая всему обществу пример для подражания. Теперь, оказывается, можно запросто прийти в любой храм с болгарками и арматурой, взломать двери и избить людей, зная, что за это им ничего не будет. Но это сигнал всем маргиналам о том, что точно так же можно сделать с любым домом и ворваться в любое жилище. Если орущая толпа может оказывать давление на суд, то это значит лишь одно – наша страна стала не правовым государством, а бандитский зоной, где все решает не закон, а крики и кулаки. Если Президент по своему желанию может нарушать Конституцию страны, угождая человеческому стаду, то как вообще можно после этого требовать от кого-либо соблюдения любых законов? Так руками заморских кукловодов и назначенных ими во власть марионеток Украина превращается в руину. И все это под вопли и крики о патриотизме, самостоятельности, независимости и прочь. С каждым годом, с каждыми новыми выборами в нашей стране разбивается все больше и больше стекол, и, похоже, никто даже не думает о том, чтобы начать ремонт. Все заняты мародерством.

Читайте також

Різдво чи день програміста: про віру, вибір і відповідальність

7 січня для багатьох — не просто дата в календарі, а питання віри й особистого вибору. Спроба надати цьому дню новий зміст змушує замислитися, без чого людині справді важко жити.

Ханукія в Україні: не традиція, а нова публічна реальність

В Україні ханукія історично не була традицією, але сьогодні її дедалі частіше встановлюють за участі влади

Про подвійні стандарти та вибірковість церковних традицій

Уже не вперше український інформаційний простір вибухає дискусіями довкола церковних звичаїв. Особливо тоді, коли слова і діла духовних лідерів починають розходитися.

Алогічність любові

Вчинки істинної любові не піддаються логіці: вони слідують серцю, жертвують собою і відображають євангельську сутність Христа.

Справедливість не за ярликами

В Україні дедалі частіше замість доказів використовують ярлики. Одних таврують за приналежність, іншим прощають зраду. Коли закон стає вибірковим, справедливість перетворюється на інструмент тиску, а не захисту.

У ВКРАДЕНОМУ ХРАМІ ДО РАЮ НЕ ПОТРАПИШ

Ця фраза — не риторика, а моральне твердження: неможливо шукати спасіння там, де порушені заповіді. Слова «У вкраденому храмі в рай не потрапиш» нагадують, що святиня не може бути привласнена силою, адже те, що освячене молитвою і любов'ю, не належить людині, а Богу.