Выбор, который стоит перед нами: разгонять по сети ненависть или нет

06 Квiтня 2022 16:25
93
Ненависть. Фото: Vista.create Ненависть. Фото: Vista.create

Испускание кровожадных криков с дивана, пожелания другим людям мучений и смерти абсолютно точно никогда не рассматривалось Церковью как благочестивый подвиг.

Когда мне, в ответ на слова Господа из Евангелия, приводят примеры канонизированных Церковью воинов, мне представляется важным сказать три вещи.

1. Для начала обозначим проблему. Господь говорит, «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44) или « И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мар.11:25) и многое другое тому подобное. Военная пропаганда (любая) требует противоположного – чтобы мы полыхали ненавистью и местью – причем даже к не нашим обидчикам, от которых бы мы лично пострадали, а тем, кого нам во враги назначили, и не к конкретным людям, а к неприятелю коллективно. От нас требуется распространять сообщения, возгревающие такую ненависть и жажду мести (не докапываясь до их достоверности), радоваться смертоубийству и, конечно, горячо это смертоубийство одобрять. Требования военной пропаганды. таким образом, прямо противоположны требованиям Господа. При этом пропаганду ведут профессионалы, которые знают, как на что надавить – а люди, обычно, очень легко манипулируются. Ну и (скрывать того не будем) в ситуации принимают активнейшее участие существа, которые намного хуже людей. Вопрос в том, чьим требования мы в этой ситуации исполняем, а чьи – отклоняем. Это не вопрос того, насколько мы можем – это вопрос того, хотим ли мы в принципе. Если хотим – то выясняется, что ничего невозможного в воздержании от криков ненависти и мести нет. Если не хотим – мы можем ссылаться на русских святых, британских ученых, Жанну Д'Арк или Адольфа Гитлера. Это не принципиально. Принципиально, кому мы выбрали повиноваться. Но я все же замечу еще пару вещей.

2. Примеры святых воинов не относятся к нашей ситуации. Мы-то с вами никакие не воины, под присягой находящиеся, не князья, в обязанности которых входит носить меч. Мы – гражданские пользователи интернета, и выбор, который стоит перед нами – это разгонять по сети ненависть и кровожадность, или не разгонять, кричать «ура» при смерти людей или не кричать. Испускание кровожадных криков с дивана, опускание, на манер зрителей гладиаторских боев, больших пальцев вниз, и горячие пожелания другим людям мучений и смерти и вообще поведение болельщиков в этом кровавом футболе абсолютно точно никогда не рассматривалось Церковью как благочестивый подвиг, достойный канонизации.

3. В православной традиции нет шахидов. Людей канонизируют не за воинские подвиги как таковые, а за личную веру и благочестие. Человек как умел тянулся к Богу в тех условиях, в которых ему приходилось жить и действовать. Это не значит, что все его поступки прославлены. Царь Давид – святой, причем святой уникально важный в истории спасения. Это не делает все детали его биографии достойными подражания. Я не только про случай с Урией, в котором он каялся – там много чего было, что он как человек своей эпохи и культуры считал за само собой разумеющееся, а мы точно не сочтем. Давид был кровожадный воин и человек грубый и распущенный. Но он, из этой своей исторической личной ситуации искал Бога – и за это прославлен. Но если я решусь быть человеком грубым и распущенным ссылаясь на Давида, кого я обману? Святые – это именно люди, искавшие, как угодить Богу. В этом они являются примером. Но не все в их жизни было богоугодно. Святой – не значит безгрешный. Если мы начнем выбирать в их биографиях то, что послужит к оправданию наших грехов, мы никого, кроме себя не обманем. Безгрешен только Христос.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl+Enter або Надіслати помилку, щоб повідомити про це редакцію.
Якщо Ви виявили помилку в тексті, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter або цю кнопку Якщо Ви виявили помилку в тексті, виділіть її мишкою і натисніть цю кнопку Виділений текст занадто довгий!
Читайте також